МОНИТОРИНГ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАПРЕТА КУРЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ

28 января 2015

 

 Мониторинг исполнения запрета курения в общественных местах

Организации общественного питания и гостиничного бизнеса

Конфедерация обществ потребителей в рамках проекта «Борьба с табаком:  общественная поддержка исполнения антитабачного законодательства», проводит мониторинг исполнения запрета курения в общественных местах, в соответствии с Федеральным Законом от 23 февраля 2013 г.№ 15-Ф3 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». С 1 июня 2014 года в кафе, ресторанах и гостиницах курить запрещено.

Оценка исполнения запрета курения в организациях общественного питания и  гостиничного бизнеса проводится в 14 регионах РФ силами общественных организаций, в том числе потребительских организаций-членов КонфОП:

·        Области: Астраханская, Московская, Омская, Пензенская, Ростовская, Рязанская, Саратовская, Челябинская

·        Республики Чувашия, Башкортостан

·        Пермский край, Хабаровский край

·        Города Москва, Санкт-Петербург.

Всего во время мониторинга было обследовано 453 объекта: соблюдение запрета курения отслеживалось в 397 организациях общественного питания и в 56 организациях гостиничного бизнеса.

            Мониторинг показал, что запрет курения исполняется в абсолютном большинстве обследованных кафе и ресторанов – 93,7%. Выявленные в 25 случаях (6,3%) факты курения в общепите были связаны как с нарушениями закона собственниками: наличием курительных комнат и выделенных зон для курения(10  и 3 случая, соответственно), так и отсутствием законопослушности у посетителей кафе и ресторанов. Пепельницы были найдены в 20 точках общепита (5%) . Разрешение покурить в помещении было получено от администрации заведений при 4,3% посещений.

В гостиничном бизнесе ситуация с соблюдением запрета курения оказалась хуже.

Факты курения в отелях отмечены в 33,9% процентов случаев, в 32,1% гостиниц были найдены пепельницы. Более чем в четверти обследованных гостиниц (28,6%) собственники, в нарушение действующего законодательства, предлагают номера для курящих или специальные курительные комнаты. Администрация гостиниц охотно шла навстречу желаниям курильщиков в 25% обращений, указывая, где можно покурить внутри помещения.

Самым распространенным и общим, как для ресторанов и кафе, так и для гостиниц, нарушением стало отсутствие соответствующего требованиям федерального законодательства знака о запрете курения: в 27,7% обследованных организаций общепита и в 28,5% - организаций гостеприимства. Надо отметить, что многие собственники не знали, где можно приобрести знаки о запрете курения установленного образца, поэтому были очень рады получить знаки от участников мониторинга.

Результаты мониторинга представлены в таблице.

Результаты мониторинга исполнения запрета курения в организациях общественного питания и гостиничного бизнеса
(КонфОП, июнь-август 2014 года)

Всего объектов мониторинга 453

 

 

 

Число объектов

Факт
курения

Наличие
«курилок»

Наличие
пепельницы

Отсутствие знака о
запрете курения

Админ:
курить можно?

Организации общепита

397

25 (6,3%)

 

 

 

10 «курилок» (2,5%),

3 зоны в залах,

20 (5%)

110

(27,7%)

17 разрешили

(4,3%)

 

 

 

Гостиницы

56

19 (33,9%)

16 (28,6%)

18 (32,1%)

16 (28,6%)

14 (25%)

 

Выводы

Мониторинг показал, что в организациях общественного питания антитабачное законодательство исполняется, запрет курения в общественных местах соблюдается в абсолютном большинстве объектов мониторинга. В гостиничном бизнесе нарушения запрета курения встречаются чаще, почти в трети обследованных российских отелей гости и персонал подвергаются воздействию табачного дыма. Самым распространенным и общим нарушением является отсутствие знаков о запрете курения, там, где они должны быть, -  более, чем в четверти посещенных во время мониторинга кафе, ресторанов и гостиниц.

Нарушения законодательства устранимы, прежде всего, при применении мер надзора и наказания по отношению к собственникам организаций общепита и гостиниц: закрытие курительных комнат, зон для курения в закрытых помещениях, размещение предупредительных знаков о запрете курения и информирование посетителей о действующем антитабачном законодательстве. 

Эффективное исполнение антитабачного законодательства требует активного привлечения общественности к его мониторингу, в целях своевременного достоверного информирования надзорных органов о выявленных нарушениях и последующего отслеживания их устранения.

 

 


[1] При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 29.03.2013 № 115-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Лига здоровья нации»

 

Регистрация