Мониторинг исполнения запрета курения в общественных местах
Организации общественного питания и гостиничного бизнеса
Конфедерация обществ потребителей в рамках проекта «Борьба с табаком: общественная поддержка исполнения антитабачного законодательства», проводит мониторинг исполнения запрета курения в общественных местах, в соответствии с Федеральным Законом от 23 февраля 2013 г.№ 15-Ф3 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». С 1 июня 2014 года в кафе, ресторанах и гостиницах курить запрещено.
Оценка исполнения запрета курения в организациях общественного питания и гостиничного бизнеса проводится в 14 регионах РФ силами общественных организаций, в том числе потребительских организаций-членов КонфОП:
· Области: Астраханская, Московская, Омская, Пензенская, Ростовская, Рязанская, Саратовская, Челябинская
· Республики Чувашия, Башкортостан
· Пермский край, Хабаровский край
· Города Москва, Санкт-Петербург.
Всего во время мониторинга было обследовано 453 объекта: соблюдение запрета курения отслеживалось в 397 организациях общественного питания и в 56 организациях гостиничного бизнеса.
• Мониторинг показал, что запрет курения исполняется в абсолютном большинстве обследованных кафе и ресторанов – 93,7%. Выявленные в 25 случаях (6,3%) факты курения в общепите были связаны как с нарушениями закона собственниками: наличием курительных комнат и выделенных зон для курения(10 и 3 случая, соответственно), так и отсутствием законопослушности у посетителей кафе и ресторанов. Пепельницы были найдены в 20 точках общепита (5%) . Разрешение покурить в помещении было получено от администрации заведений при 4,3% посещений.
В гостиничном бизнесе ситуация с соблюдением запрета курения оказалась хуже.
Факты курения в отелях отмечены в 33,9% процентов случаев, в 32,1% гостиниц были найдены пепельницы. Более чем в четверти обследованных гостиниц (28,6%) собственники, в нарушение действующего законодательства, предлагают номера для курящих или специальные курительные комнаты. Администрация гостиниц охотно шла навстречу желаниям курильщиков в 25% обращений, указывая, где можно покурить внутри помещения.
Самым распространенным и общим, как для ресторанов и кафе, так и для гостиниц, нарушением стало отсутствие соответствующего требованиям федерального законодательства знака о запрете курения: в 27,7% обследованных организаций общепита и в 28,5% - организаций гостеприимства. Надо отметить, что многие собственники не знали, где можно приобрести знаки о запрете курения установленного образца, поэтому были очень рады получить знаки от участников мониторинга.
Результаты мониторинга представлены в таблице.
Результаты мониторинга исполнения запрета курения в организациях общественного питания и гостиничного бизнеса
(КонфОП, июнь-август 2014 года)
Всего объектов мониторинга 453 |
|||||
Число объектов |
Факт |
Наличие |
Наличие |
Отсутствие знака о |
Админ: |
Организации общепита |
|||||
397 |
25 (6,3%) |
10 «курилок» (2,5%), 3 зоны в залах, |
20 (5%) |
110 (27,7%) |
17 разрешили (4,3%) |
Гостиницы |
|||||
56 |
19 (33,9%) |
16 (28,6%) |
18 (32,1%) |
16 (28,6%) |
14 (25%) |
Выводы
Мониторинг показал, что в организациях общественного питания антитабачное законодательство исполняется, запрет курения в общественных местах соблюдается в абсолютном большинстве объектов мониторинга. В гостиничном бизнесе нарушения запрета курения встречаются чаще, почти в трети обследованных российских отелей гости и персонал подвергаются воздействию табачного дыма. Самым распространенным и общим нарушением является отсутствие знаков о запрете курения, там, где они должны быть, - более, чем в четверти посещенных во время мониторинга кафе, ресторанов и гостиниц.
Нарушения законодательства устранимы, прежде всего, при применении мер надзора и наказания по отношению к собственникам организаций общепита и гостиниц: закрытие курительных комнат, зон для курения в закрытых помещениях, размещение предупредительных знаков о запрете курения и информирование посетителей о действующем антитабачном законодательстве.
Эффективное исполнение антитабачного законодательства требует активного привлечения общественности к его мониторингу, в целях своевременного достоверного информирования надзорных органов о выявленных нарушениях и последующего отслеживания их устранения.
[1] При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 29.03.2013 № 115-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Лига здоровья нации»
Общество защиты прав потребителей Пермского края © 2009 - 2023 г. Пермь, ул. Куйбышева, 50/А, офис 420 (4 этаж - в конце коридора) |