Действия потребителей в случае покупки некачественного технически сложного товара

 В последнее время участились случаи обращения граждан в органы по защите прав потребителей на действия сервисных Центов по гарантийному обслуживанию  товаров. Это и неудивительно, поскольку технически-сложные товары относятся к дорогостоящим видам товаров и, естественно, потребители стараются воспользоваться своим правом на гарантийное обслуживание в случае обнаружения в них недостатков.

Действующее законодательство предусматривает следующий порядок урегулирования данных правоотношений.

В соответствии со ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 № 2300-1 в случае обнаружения недостатков в технически сложном товаре потребитель (в случае, если они не были оговорены продавцом), вправе:
  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы;
  • предъявить требование о замене на товар этой же марки (модели, артикула);
  • предъявить требование о замене на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.
В отношении технически-сложных товаров, таких как: автотранспортные средства, мотоциклы, снегоходы, катера, холодильники, стиральные машины автоматические, персональные компьютеры и другие товары, указанные в утвержденном Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 924 перечне, потребитель в случае обнаружения недостатков имеет право  предъявить вышеуказанные требования в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.
 
По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
  • обнаружение существенного недостатка товара;
  • нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;
  • невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Однако, несмотря на регламентированный порядок действий сторон, в случае обнаружения недостатков в товаре, в реальной жизни потребители сталкиваются с множеством проблем.
Сервисные центры при проверке качества технически-сложных товаров бытового назначения выдают акты, в которых указывают, что причиной возникновения недостатка товара являются нарушения потребителем правил эксплуатации товара, следы неквалифицированного ремонта, наличие влаги и т.п.
 
Результат такого заключения приводит к снятию товаров с гарантии. Жалобы сводятся к тому, что потребители не согласны с данными заключениями сервисных центров, так как не совершали никаких подобных действий с товаром.
 
В некоторых случаях потребители замечали, что после проведения проверки качества товара продавцом (или иной уполномоченной организацией) технически-сложный товар имел видимые повреждения корпуса, панели и т.д. Доказать факт того, что повреждения товара возникли именно после проведения проверки качества товара, сложно. В данном случае  при передаче технически-сложного товара его продавцу необходимо обращать внимание на описание внешнего вида.
 
Зачастую продавцы товаров отказывают потребителям в удовлетворении их требований, ссылаясь на акты проверки качества товаров сервисных центров. Продавцы считают достаточным выданные сервисными центрами заключения и не проводят экспертизу товара. А многие торговые предприятия дают разъяснения покупателям, что в случае несогласия с актом проведения проверки качества товара потребитель должен самостоятельно провести экспертизу товара. Данное заявление противоречит Закону, так как при возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет (товар на гарантии).
 
Как видно из практики рассмотрения обращений потребителей, почти во всех случаях их не извещали о времени проведения проверки качества товара, то есть осмотр товара и установление причин возникновения его недостатка проводили без участия потребителей. В своих заявлениях потребители отмечали, что им нет смысла вскрывать товар, ремонтировать самим или где-либо, поливать водой, так как на товар установлен гарантийный срок.
 
В любом случае, в целях недопущения со стороны сервисных центров выдачи актов проверки качества товара с заключениями о наличии следов неквалифицированного ремонта, влаги, механического воздействия, Общество защиты прав потребителей Пермского края напоминает, что потребитель имеет право участвовать в проведении проверки качества товара.

Уважаемые покупатели, для получения квалифицированных консультаций при возникновении спорных ситуаций в отношении технических сложных товаров, а также оказания правовой помощи при нарушении законодательства в сфере защиты прав потребителей (при выполнении работ, оказании услуг) Вы можете обратиться в "Общество защиты прав потребителей Пермского края", расположенное по адресу: г. Пермь, ул. Куйбышева, д. 50/А, офис 420 (4 этаж) с 11-00 до 18-00, запись по телефонам: (342) 278-58-53, 256-61-15.  

Регистрация